суббота, 5 мая 2012 г.

ГИРОКАР - В СЕРИЮ?: ГИБРИД

 23 8337

Калифорнийская компания Lit Motors обещает уже в 2014 году запустить в серийное производство настоящий гирокар. Модель C-1 продемонстрировали в виде полноразмерного макета и приоткрыли завесу тайны над некоторыми техническими подробностями. Имеет ли идея гирокара прикладное значение?

Внутри С-1
По макету сложно судить, насколько комфортно себя чувствует пассажир
Технические параметры С-1 позволяют классифицировать его как мотоцикл
Ford Gyron 1961 года – не гирокар, а полноразмерный демомакет. Стабилизатора в нем не было
Генеральный директор Lit Motors Дэниел Ким всегда любил транспорт. «Техника развивается по Дарвину, – говорит он. – Действует такой же естественный отбор, как и в живой природе. Сильный ест слабого, одни разновидности выживают, другие исчезают». Он объездил полмира, изучая транспортные средства, передвигаясь на «Синкансенах» и велорикшах, – чтобы понять, чего в технической «экосреде» не хватает. В 2003 году Ким вернулся в Штаты и основал Lit Motors, задавшись целью построить идеальный Sport Utility Vehicle. Сложно сказать, как у него получаются SUV’ы, но в 2011 году Ким продемонстрировал миру C-1, названный «первым гироскопически стабилизируемым смартфоном на колесах». Правда, слово «первый» – это преувеличение.

Что такое гирокар

Некогда мы писали об однорельсовых гировагонах Луи Бреннана («ПМ» №6’2009), где подробно осветили принцип работы гиростабилизатора, в том числе и установленного на легендарном гиромобиле графа Петра Петровича Шиловского, построенном на заводе Wolseley в 1914 году. Чтобы не заставлять читателя поднимать архивы, кратко повторим основные принципы.

Гироскоп – это устройство, работающее по принципу юлы (точнее, наоборот, юла работает по принципу гироскопа). Когда маховик гироскопа вращается в некой плоскости, а мы пытаемся сдвинуть его в плоскости, перпендикулярной указанной, гироскоп будет «сопротивляться» усилию, восстанавливая исходное положение оси вращения. Гироскоп, установленный на гирокаре Шиловского, использовал для стабилизации 600-килограммовый маховик диаметром около метра. Были проведены опыты: несколько взрослых мужчин так и не смогли опрокинуть гирокар – его устойчивость была значительно лучше устойчивости обыкновенных четырехколесных машин. Но с выключенным двигателем гирокар заваливался набок (для стоянки выдвигались боковые колесики) – и это было серьезным техническим недостатком... 
http://www.popmech.ru/article/10761-girokar-v-seriyu/

Комментариев нет: